Российская газета | Владимир Игоревич, расскажите, пожалуйста, каковы основные индикаторы развития туризма в нашей стране?
Владимир Стржалковский | В настоящее время в России начали происходить процессы, аналогичные существующим в большинстве стран мира, а именно, наблюдается существенное превышение объемов внутреннего туризма над выездным. Так, внутренний поток туристов, отдыхающих у себя в стране, в прошлом году достиг 23 миллионов человек, а к концу этого года обещает вырасти не менее чем на 10 процентов. В то же время выездной туризм в последние годы составляет около 6 миллионов человек.
Безусловным лидером на внутренних туристских направлениях, несомненно, является Краснодарский край, в котором в прошлом году отдохнуло около 10 миллионов человек, а по предварительным оценкам этого года туристский поток составит почти 12 миллионов. При этом въезд иностранных туристов в Россию стабилизировался и остается на уровне 5,5 миллиона человек в год.
В настоящее время действует 52 межправительственных соглашения по туризму, в том числе с такими динамично развивающимися странами, как Китай, Индонезия, а также практически со всеми странами Европы. Большинство этих документов не носит рамочного характера и реально способствует увеличению взаимных туристских потоков, укреплению сотрудничества в выставочной, образовательной и иных видах деятельности.
РГ | Опыт большинства государств, успешно развивающих туризм, показывает важнейшую роль рекламы для продвижения имиджа страны, причем не только в СМИ, но и через выставки. Какое внимание уделяет этому Ростуризм?
Стржалковский | Действительно, для того чтобы вызвать интерес туристов к путешествию по стране, необходимо осуществлять некоммерческую рекламу как у себя на родине, так и за рубежом. В мире постоянно проходит множество туристических выставок, но среди них есть основные, на которых едиными национальными стендами представлены почти все страны мира. Это выставки в Лондоне, Берлине, Шанхае, Токио, Милане, Мадриде. На каждой из этих выставок главное место занимают экспозиции стран - хозяев выставки.
В России сейчас две ведущие выставки, обе московские, - молодая выставка "Интурмаркет", проходящая в марте, а также традиционный осенний "Отдых". Инициатива отечественного турбизнеса по созданию "Интурмаркета" была официально поддержана на государственном уровне. Уже в первый год своего проведения "Интурмаркет" стал мощным импульсом для пропаганды туристических возможностей нашей страны. На этой выставке впервые так широко были представлены все регионы России, осуществлена программа "Профессиональный покупатель", в соответствии с которой для работы с туроператорами на бесплатной основе приглашаются руководители туристических агентств из регионов России, созданы все условия для эффективной работы профессионалов.
РГ | Что вы можете сказать о туристических выставках, которые активно рекламирует английская компания ITE в эти же сроки?
Стржалковский | Дело в том, что в Москве ежегодно проводится достаточно большое количество различных туристских выставок, организаторами многих из которых являются зарубежные компании. Это определяет их ориентированность на популяризацию отдыха за рубежом. Одна из выставок (МИТТ) много лет проводится компанией ITE, почти полностью направлена на выезд и отличается самыми высокими ценами среди аналогичных выставок в мире. В связи с этим российским компаниям, особенно из регионов, тяжело достойно представить свои возможности как в плане финансовом, так и потому, что российским экспонентам всегда достаются самые невыгодные площади. Именно поэтому российские лидеры туристской индустрии и выступили с предложением о проведении новой международной выставки "Интурмаркет" в Москве, в которой особое внимание будет уделено достижениям отечественного туризма.
Что касается выставки "Отдых", которая проводится уже 12 лет компанией "Евроэкспо", то осенью 2007 года, как и в этом году, она пройдет в выставочном комплексе "Крокус Экспо", и по давно сложившейся традиции официально поддерживается Ростуризмом. Приятно, что с 2006 года выставка организована как Неделя профессионалов турбизнеса, включая в себя такие сегменты, как деловой туризм и эксклюзивный отдых. Эта выставка высоко оценивается и поддерживается профессионалами туризма.
Я слышал о намерении английской компании ITE совместно с австрийской MSI провести аналогичную выставку под тем же названием практически в те же сроки, но не могу рассматривать данную инициативу всерьез. Получается неразбериха среди туристических компаний и я не могу с уважением к этому относиться.
.....
Полная версия интервью:
http://www.rg.ru/2006/12/22/turism.html